(26 июня - 17 июля 1245), Собор Римско-католической Церкви, созванный папой Римским Иннокентием IV (1243-1254); в католич. традиции признаётся XIII вселенским Собором.
Из-за того, что папа Иннокентий IV включил декреты Л. С., за исключением 5 главных постановлений, в состав «Novae constitutiones» (Новелл-дополнений к своду канонического права «Liber Extra» (см. Декреталии Григория IX)), история текста соборных постановлений оказалась запутанной. Точное число декретов Л. С. было установлено только в ХХ в., их редакции плохо исследованы. Взаимосвязь редакций Новелл проанализирована в работах Ш. Куттнера (Kuttner. 1940), к-рый ввел их условные обозначения, и П. Й. Кесслера (Kessler. 1942-1944): 1) группа из 8 постановлений, изданных и частично глоссированных канонистами еще до Л. С.; впосл. обнародованы в числе соборных декретов; 2) «Collectio I» (22 декрета, обнародованные буллой Иннокентия IV «Cum nuper in concilio Lugdunensi» от 25 авг. 1245 и считающиеся постановлениями Л. С.); 3) «Collectio II» (11 постановлений, к-рые были составлены на основе не имеющей отношения к Собору декреталии «Romana ecclesia» и обнародованы 21 апр. 1246 буллой «Cum inter»); 4) «Collectio I+II»; 5) «Collectio 37 constitutionum», где к «Collectio I+II» были добавлены 4 декреталии; 6) «Collectio III», в к-рой к «Collectio 37 constitutionum» были добавлены еще 3 декреталии (всего 41 новелла); все обнародованы буллой «Ad explicandos» от 9 сент. 1253 г. В текст этих основных редакций во многих рукописях вставлялись еще т. н. экстраваганты - декреталии, не вошедшие в состав офиц. сводов и включавшиеся в списки с этими сводами по частной инициативе канонистов (известно более 50 экстравагант к «Novae constitutiones» - см.: Kessler. 1942-1944; Bertram. 2006; Казбекова. 2010; она же. Тематическая систематизация. 2014). В качестве экстравагант бытовали и 5 главных постановлений Л. С. политического и хозяйственно-экономического характера. Исследования рукописной традиции показали, что свод «Collectio I» был послан в Болонский и Парижский ун-ты (Kessler. 1942-1944).
Сохранилось ок. 400 рукописей с Новеллами Иннокентия IV (см.: Казбекова. Рукописная традиция. 2014); в большинстве из них Новеллы даны как приложения или вставки в «Liber Extra» и реже как самостоятельный свод. Текст Новелл из разных собраний сохранился также в относящихся к сер. XIII в. папских регестах и в одном из статутов папской канцелярии, в «Chronica maiora» англ. хрониста Матвея Парижского, а также в составе «Liber Sextus» папы Бонифация VIII (кроме Новеллы «Praesenti decreto» (Collectio III, N 2 - нумерацию Новелл принято давать по наиболее полному своду «Collectio III»)).
В ватиканских регестах Иннокентия IV (Archivio Segreto Vaticano. Regesta. T. 21. Fol. 210r-211v) зафиксированы 12 из 22 Новелл, входивших в состав «Collectio I». Вместе с 5 главными декретами Л. С. (о финансовой помощи Латинской империи и другим гос-вам крестоносцев («Arduis mens», «Perennis obtentu»), о новом крестовом походе на Св. землю («Afflicti corde»), о борьбе против татар («Christianae religionis»), об улучшении финансового положения обремененных долгами капитулов и мон-рей («Cura nos»)) они без указания даты и под неправильным, как полагал Куттнер, титулом «Institutiones (вместо Constitutiones) facte in concilio generali apud Lugdunum» помещены в конце раздела, содержащего litterae curiales Иннокентия IV за 2-й год его понтификата (июнь 1244 - июль 1245). В регестах представлен один из ранних вариантов Новелл (по мнению исследователей, litterae curiales - грамоты, составлявшиеся по инициативе Римской курии, а не ходатаев,- регистрировались не по оригиналам, а еще на стадии черновиков - Bresslau H. Handbuch der Urkundenlehre f. Deutschland und Italien. Lpz., 19122. Bd. 1. S. 117; Kuttner. 1940. S. 102); вероятно, текст этих Новелл близок к соборной редакции. Последовательность постановлений в регестах отличается от окончательной редакции «Collectio I» (Collectio III, N 1, 2, 5, 9, 12, 14, 16, 3, 17, 18, 26, 37; см.: Kuttner. 1940. S. 80-81).
Восходящий к папским регестам текст вводной буллы «Cum nuper» и 8 Новелл-постановлений из «Collectio I» (Collectio III, N 1, 2, 5, 9, 12, 14, 16, 3) был включен в состав статутов (ordines) Римской курии, оформившихся в понтификат Иннокентия IV (Tangl M. Die päpstlichen Kanzleiordnungen von 1200-1500. Innsbruck, 1894. S. 55-57). Известны 2 поздних списка кон. XIV - нач. XV в. в кодексах Paris. lat. 4169 и Vat. Ottob. lat. 911 (тексту буллы и Новелл предпослан заголовок «Sequuntur alique constitutiones facte in concilio Lugdunensi»). Помимо 8 декретов Л. С., касающихся работы куриальных судов (статуты 2-9), в текст статутов включены еще 9 постановлений о делопроизводстве и судопроизводстве в папской курии (статуты 10-18), к-рые, как полагал издатель этих статутов М. Тангл, были составлены в Лионе в первые годы понтификата Иннокентия IV (Ibid. S. XLV).
Состав и форма Новелл у Матвея Парижского отличаются от официально провозглашенных соборных декретов, вошедших в свод «Collectio I»; Новеллы из «Хроники» Матвея Парижского представляют собой, вероятно, одну из ранних редакций этого свода, скопированную кем-то из англ. участников Л. С., близких к папской курии в Лионе. Из 22 декретов Л. С., вошедших в состав «Collectio I», у Матвея Парижского приводятся с разночтениями лишь 19, последовательность их нарушена (Collectio III, N 37, 17, 14, 2, 16, 3, 12, 18, 5, 1+9, 4, 10, 15, 21, 22, 25, 35, 36).
Помимо «Хроники» Матвея Парижского сведения о принятых на Л. С. решениях содержатся в «Королевской кёльнской хронике» (Chronica regia Coloniensis: (Annales maximi Coloniensis) / Hrsg. G. Waitz // MGH. Script. Rer. Germ. T. 18. P. 287) и в «Хронике понтификов и императоров» Гильберта (Chronicon pontificum et imperatorum Gilberti / Hrsg. O. Holder-Egger // MGH. SS. T. 24: Annales aevi Suevici. Gesta saec. XII. XIII. P. 136).
Упоминания о создании Новелл отсутствуют в жизнеописании папы Иннокентия IV, составленном его капелланом и исповедником францисканцем Никколо да Кальви (Paris. lat. 5150. Fol. 106-116; изд.: Pagnotti F. Niccolò da Calvi e la sua Vita d'Innocenzo IV // SRStP.A. 1898. T. 21. P. 7-75 (текст жизнеописания - P. 76-120); см. также: Melloni A. Innocenzo IV: La concezione e l'esperienza della cristianità come regimen unius personae. Genua, 1990. P. 259-293). В издании постановлений Л. С. в «Conciliorum oecumenicorum decreta» под ред. Дж. Альбериго текст 22 соборных декретов («Collectio I») подготовлен с использованием ватиканских регест, «Хроники» Матвея Парижского и 8 рукописей, которые издатели разделяют на 2 группы (1-я группа: Arras. Bibl. municip. 541; Bratislava. Archív hlavného mesta. 500 (ранее - A 14). Fol. 7-8v (фрагмент утраченной рукописи Bratislava (Pressburg). Domkapitel. 13. Fol. 224-231v); Innsbruck. Universitätsbibliothek. 70; 2-я группа: Monac. Clm 8201E. Fol. 219v-220r; Monac. Clm 9654; Trier. Stadtbibliothek. 864; Kassel. Landesbibliothek und Murhardshe Bibliothek. Ms. iur. Fol. 32; Vindob. 2073. Fol. 238v - 242v).
Т. о., вошедшие в состав Новелл Иннокентия IV декреты прошли следующие этапы подготовки: принятие отдельных постановлений до Л. С., чтение всех декретов на 3-й сессии Собора (17 июля), доработка ряда постановлений в Римской курии и окончательная правка, в ходе к-рой тексты были разбиты на рубрики согласно порядку расположения декреталий в «Liber Extra» папы Григория IX (1227-1241).
Одним из важнейших документов Л. С. является булла «Ad apostolice» (17 июля 1245) о низложении имп. Фридриха II Штауфена (1220-1250). Булла была зачитана на 3-й сессии Собора, а затем, по всей видимости, разослана по церковным провинциям и диоцезам Франции, Италии, Германии, Англии и Испании. Кроме того, на Л. С. были обнародованы «Лионские инвентари» (Transumpta) - папское постановление, представлявшее собой список привилегий, пожалованных Церкви светскими правителями, в т. ч. императорами Оттоном I (962-973), Генрихом II (1014-1024), Генрихом VI (1191-1197), Оттоном IV (1209-1215), Фридрихом II, а также королями Сицилии, Чехии, Венгрии, Англии, Арагона, Сардинии и городскими властями Рима (изд.: Battelli. 1954). «Лионские инвентари» были составлены с целью доказать нарушение имп. Фридрихом II дарованных привилегий и одновременно закрепить их за Папским престолом.
Основным повествовательным источником сведений по истории Л. С. является «Brevis Nota» (Краткое сообщение; также «Relatio de Concilio Lugdunensi»). Его автором был клирик, входивший в число служащих Римской курии, что определило пропапскую направленность сочинения (Karajan. 1850. S. 83; Tangl. 1891. S. 247-250). Главное внимание в нем уделяется литургическим и процедурным вопросам. Изучение «Brevis Nota» затруднено из-за отсутствия критического издания; в последнем издании (MGH. Const. T. 2. N 401. P. 513-515) не учтены неск. рукописей, открытых в XX в.
Ценным источником является «Appellatio» (Documents Illustrative of English History. 1844. P. 351) - краткое изложение некоего документа, составленного вскоре после Л. С. (возможно, письменного отчета английских послов перед кор. Генрихом III (1216-1272)). В 1-й части составитель «Appellatio» опирается на сообщение «Brevis Nota», затем следует вставка о присутствовавшем на Соборе посольстве англ. короля. Др. фрагмент также повторяет текст «Brevis Nota». В конце документа практически дословно воспроизведена апелляция магистра и великого юстициария имп. курии Фаддея Свесского.
Самое пространное описание Л. С. приводится в «Chronica maiora» (MGH. SS. T. 28. P. 256-268). Несмотря на то что Матвей Парижский не присутствовал на Л. С., он был осведомлен о его ходе. Автор довольно точен в вопросах хронологии, однако в нек-рых случаях фальсифицирует документы и вносит сознательные искажения в повествование. Хронист испытывал симпатию к Фридриху II, однако изменил свое мнение в 1245 г., что было связано не с низложением императора, а с обнародованными им планами реформы Церкви, в т. ч. возвращения ее «к первоначальной бедности» (Vaughan. P. 126-148).
К 40-м гг. XIII в. перед католич. Церковью стояло множество нерешенных вопросов; серьезной проблемой являлся длительный конфликт Папского престола с имп. Фридрихом II. В 1239 г. папа Григорий IX отлучил императора от Церкви. Обе стороны использовали в своих целях идею вселенского Собора, к-рый должен был положить конец данному противостоянию. Созванный по инициативе папы Григория IX для суда над императором Собор в Риме (1241) не решил проблему. Планировалось провести еще один Собор в Риме, однако флот под командованием незаконнорожденного сына Фридриха II Энцо захватил направлявшихся на него французских прелатов; в течение неск. лет они находились в плену на о-ве Сицилия и были освобождены по настоянию французского кор. Людовика IX Святого (1226-1270). После избрания на Папский престол Иннокентия IV вопрос о проведении вселенского Собора обсуждался на мирных переговорах в Риме и рассматривался как одно из условий договора, заключенного 31 марта 1244 г.; согласно этому договору, император обязывался вернуть понтифику захваченную им Папскую область в тех границах, которые были подтверждены «Золотой буллой» 1213 г. Однако Фридрих II отказался выполнять условия договора. В июне в Чивита-Кастеллана начались новые переговоры. Они были прерваны тайным бегством папы в Геную, откуда он разослал письма европ. правителям с просьбой оказать поддержку в борьбе с императором. По всей видимости, бегство понтифика было вызвано не только стремлением обеспечить личную безопасность, но и намерением вынудить франц. короля и др. государей выступить против императора. Папа потребовал от императора беспрекословного выполнения всех обязательств перед Церковью, в противном случае грозил созывом вселенского Собора и осуждением императора.
В нояб. 1244 г. Иннокентий IV пересек Альпы и 2 дек. прибыл в г. Лион, находившийся в прямой вассальной зависимости от императора, но тяготевший к Французскому королевству и нередко воспринимавшийся современниками как часть Франции. Отъезд папы в Лион не сразу привел к полному разрыву с Фридрихом II, т. к. Иннокентий IV заявил о готовности снять с императора церковное отлучение, если Фридрих II выполнит условия договора 1244 г. В течение первых месяцев 1245 г. велись оживленные переговоры между папской и имп. куриями, чему способствовало обострение ситуации на лат. Востоке. Активными посредниками в переговорах между Иннокентием IV и Фридрихом II в марте-апр. 1245 г. являлись имп. Латинской империи Балдуин II (1240-1273) и латинский патриарх Антиохии Альберт Редзато (1226-1245). Однако под влиянием группы непримиримых противников Фридриха II в Римской курии во главе с кард. Раньеро Капоччи папа поддержал захват гвельфами имперского г. Витербо (сент. 1243), что привело к прекращению переговоров.
27 дек. 1244 г. в кафедральном соборе св. Иоанна Крестителя в Лионе папа Иннокентий IV объявил о созыве вселенского Собора; датой начала Собора было определено 24 июня 1245 г. В проповеди, произнесенной после мессы, понтифик уделил особое внимание возможному примирению императора с Церковью, публично пригласив Фридриха II на Собор для ответа перед обвинителями. Пригласительные письма др. участникам Л. С. были разосланы в янв.-февр. 1245 г. В них были указаны место и время проведения Собора, его основные задачи: оказать помощь лат. государствам крестоносцев на Св. земле, а также Латинской империи; организовать защиту христианского мира от монголо-татар (в 1241-1242 они дошли до Далмации, существенно потеснили христ. и мусульм. государства на Ближ. Востоке); разрешить конфликт с имп. Фридрихом II - «дело, существующее между Церковью и государем» (pro negotio quod inter Ecclesiam et principem vertitur - MGH. Epistolae saeculi XIII e regestis pontificum Romanorum. B., 1887. T. 2. N 78. P. 57).
В апр. 1245 г. в Лион прибыли Зигфрид III фон Эппштайн, архиеп. Майнцский (1230-1249), и Конрад фон Хофштаден, архиеп. Кёльнский (1238-1261), выступившие с призывом осудить Фридриха II и провести выборы нового короля Германии. По-видимому, папа, стремясь превратить Собор в суд над императором, заручился поддержкой прелатов, пообещав им определенные политические уступки. В Великий четверг (28 апр. 1245) Иннокентий IV подтвердил приговор 1239 г. об отлучении императора от Церкви, поскольку Фридрих II не предоставил гарантий выполнения им папских требований. Несмотря на то что конфликт с императором был основным вопросом на Л. С., представляется маловероятным, что папа Иннокентий IV рассматривал вселенский Собор лишь как средство в борьбе с Фридрихом II. Противоречия с императором скорее помешали провести Л. С. в соответствии с замыслами понтифика; некоторые важные проблемы, вынесенные на рассмотрение Собором, так и не были решены.
Сведения о числе участников Л. С. и об их национальном составе разнятся. В источниках содержится информация о присутствии на Л. С. лат. патриархов Иерусалима и Антиохии, патриарха Аквилейского, ок. 150 архиепископов и епископов, аббатов Клюни, Клерво, Сито, Сен-Бертена, представителей доминиканцев и францисканцев, 13 кардиналов и др. должностных лиц Римской курии. На Собор также прибыли имп. Балдуин IV, графы Раймунд VII Тулузский и Раймунд Беренгарий Прованский, послы франц. кор. Людовика IX и англ. кор. Генриха III, делегации из Венеции, Генуи, а также представители имп. Фридриха II. Большую часть делегатов составляли епископы и аббаты из Франции, Испании, Италии и Англии; не были представлены Венгрия (страна сильно пострадала от монголо-татар. нашествия) и Германия.
Едва ли возможно говорить об оформлении имп. и папской партий, т. к. на Л. С. отсутствовали представители герм. и сицилийского духовенства, поддерживавшего Фридриха II, а на прелатов, к-рые не определились в своем отношении к императору, со стороны Иннокентия IV и Римской курии оказывалось постоянное давление. Представители светских государей и сеньоров занимали «нейтральную» позицию и считали своей задачей посредничество в заключении мира. Имп. Фридрих II, однако, не воспринимал Л. С. как изначально враждебный по отношению к нему. Так, он не препятствовал созыву Л. С., направил туда своих представителей, а впоследствии обвинял во враждебности не столько Собор, сколько папу Римского. Согласно «Brevis Nota», в перерыве между 2-й и 3-й сессиями (5 и 17 июля) папой проводились «консультации» с прелатами по поводу обоснованности осуждения императора, характера его преступления и согласия участников Собора с решением о его низложении. Печати архиепископов и епископов, давших свое согласие, сразу привешивались к булле о низложении Фридриха II, и при обнародовании документа на ней висело уже ок. 150 печатей.
На Соборе присутствовал представитель Русской Церкви архиеп. Белгородский Петр, сообщивший Собору сведения о татарах (см.: Селарт А. Архиепископ Петр и Лионский собор 1245 года // Rossia Antiqua. СПб., 2011. № 1. С. 100-113; Назаренко А. В. Архиепископы в Русской Церкви домонгольского времени // Древняя Русь: Вопр. медиевистики. М., 2015. № 4(62). С. 67-76).
Открытие Собора состоялось 28 июня в кафедральном соборе св. Иоанна Крестителя в Лионе. Прелаты в облачениях заняли свои места. В хоре на возвышении находились места папы Римского, имп. Балдуина II, а также графов Тулузского и Прованского. Напротив понтифика сидели 3 лат. патриарха в соответствии с рангом престолов: Иерусалимский, Антиохийский и Аквилейский. На возвышении в правой части главного нефа размещались кардиналы-епископы, в левой - кардиналы-пресвитеры, за к-рыми находились архиепископы и епископы. Кардиналы-диаконы и должностные лица Римской курии были размещены, по-видимому, в трансепте. В нижней части главного нефа располагались менее почетные места для аббатов, прокураторов капитулов, представителей имп. Фридриха II и др. светских правителей (MGH. Const. T. 2. N 401. P. 513). Согласно «Brevis Nota», Иннокентий IV совершил мессу, поднялся на свое место в хоре и пропел гимн «Veni, Creator Spiritus». За этим последовали благословение «Dominus vobiscum», респонсорий «Et cum spiritu tuo», коленопреклоненная «собственная молитва папы» (propria oratio pape), вероятно «Omnipotens sempiterne Deus» (см.: Roberg. 1990. S. 47), литания и молитва Св. Духу «Deus qui corda fidelium». Исследователь Б. Роберг полагал, что в литургическом отношении ход Л. С. в целом соответствовал рим. Понтификалу XII в. (Andrieu M. Le pontifical romain au moyen âge. Vat., 1938. T. 1: Le pontifical romain du XIIe siècle. P. 255-260. (ST; 86)), а также Понтификалу, составленному Гийомом Дюраном (см. Дуранд) в 1293-1295 гг. (Ibid. 1939. T. 3: Le pontifical de Guillaume Durand. P. 596-602. (ST; 88)).
На Л. С. были проведены 4 сессии: подготовительная и 3 официальные. На подготовительной сессии лат. патриарх Иерусалима и епископ Бейрута затронули вопрос о помощи христианам на Св. земле, однако папа настоял на переносе обсуждения этого вопроса на др. сессию Л. С.
На 1-й сессии (28 июня) папа Иннокентий IV обратился к участникам Л. С. с проповедью на Пс 93. 19 («При умножении скорбей моих в сердце моем, утешения Твои услаждают душу мою»), перечислив 5 своих «скорбей» (dolores) и сравнив их с 5 ранами Христа: 1) упадок нравов духовенства; 2) опасности, грозившие христианам и Церкви на Св. земле; 3) «греческая схизма»; 4) опасность татар. вторжения; 5) преследования со стороны имп. Фридриха II (MGH. Const. T. 2. N 401. P. 514). Большая часть проповеди была посвящена конфликту с императором, к-рого понтифик обвинил в ереси, святотатстве, общении с сарацинами и клятвопреступлении. Затем последовала дискуссия папы с представителем императора Фаддеем Свесским, к-рый привел аргументы в его защиту. В конце этой сессии или сразу после нее в связи с серьезным характером выдвигаемых против Фридриха II обвинений Фаддей ходатайствовал перед папой о предоставлении императору времени, чтобы прибыть на Л. С. Получив предварительное согласие Иннокентия IV (по-видимому, при содействии послов французского кор. Людовика IX и англ. кор. Генриха III), 29 или 30 июня Фаддей Свесский отправил в Верону, где находился Фридрих II, имп. нотария Вальтера из Окры. Встретившись с императором 7 или 8 июля, через неделю Вальтер вернулся в Лион. Как сообщает Матвей Парижский, Фридрих II, узнав о выдвинутых против него обвинениях, отказался приехать на Собор и предстать там в качестве подсудимого, что привело к тому, что многие его сторонники на Л. С. перешли на сторону папы Римского.
Вторая сессия (5 июля) была посвящена полемике Фаддея Свесского со сторонниками папы. Сразу после богослужения еп. Петр Каринольский обвинил имп. Фридриха II в распутном образе жизни и «еретических» намерениях возвратить духовенство в состояние «апостольской бедности», а епископы Петр Таррагонский и Иоанн Компостельский заявили, что император всегда преследовал Церковь. После того как Фаддей Свесский «искусно» (mirabiliter) отвел эти обвинения, Фридрих II был обвинен в пленении прелатов и насилии над ними; через некоторое время Иннокентий IV лично вступил в спор. Поскольку имп. прокуратор не смог опровергнуть выдвинутые обвинения, Иннокентий IV упомянул о низложении императора как о единственно возможном наказании за преступления. На этой же сессии было официально объявлено о предоставлении императору отсрочки в 12 дней. Поскольку Вальтер из Окры привез известие о том, что на Л. С. прибудут только послы Фридриха II, папа принял решение осудить императора.
После того как папа огласил соборные решения, было совершено заключительное богослужение.
В канонических декретах Л. С. в центре внимания находились проблемы защиты церковного имущества и интересов клириков; упрощения, удешевления и ускорения церковного судопроизводства; обеспечения тяжущихся сторон квалифицированной помощью для защиты их интересов в ходе судебного разбирательства; обуздания недобросовестных судей; проведения принципа справедливости в вынесении судебных решений, а также рассматривались природа церковного отлучения и его применение. Соборные декреты способствовали развитию важных для средневековой канонистики учений о захвате владения, о справедливой причине и о ложном обвинении.
В число 22 декретов Собора входят постановления о церковных выборах (Collectio III, N 4: Statuimus ut si quis electionem; 5: In electionibus), о папских легатах (Collectio III, N 10: Officii nostri), о защите прав сторон в суде (об эксцепциях (Collectio III, N 14: Exceptionis peremptoriae; 15: Frequens et assidua; 21: Pia consideratione)), о рескриптах (Collectio III, N 1: Cum in multis; 2: Presenti decreto; 3: Dispendia litium; 12: Iuris esse; 14: Exceptionis peremptoriae), об арбитрах (Collectio III, N 26: Legitima suspicionis), о папских делегированных судьях (conservatores) (Collectio III, N 9: Statuimus ut conservatores), о недобросовестных судьях (Collectio III, N 22: Cum aeterni principis; 26: Legitima suspicionis). В декретах Л. С. затрагиваются проблемы защиты духовенства, а также церковного имущества от мирян и недобросовестных клириков (Collectio III, N 9: Statuimus ut conservatores; 10: Officii nostri; 17: Eum qui super dignitate; 31: Pro humani redemptione), рассматриваются вопросы распределения бенефициев и владения ими (Collectio III, N 3: Dispendia litium; 10: Officii nostri; 17: Eum qui super dignitate), а также связанные с бенефициями меры наказания клириков и судебного воздействия на них (Collectio III, N 4: Statuimus ut si quis electionem; 17: Eum qui super dignitate; 31: Pro humani redemptione). Апелляционному судопроизводству посвящены 2 постановления: «Statuimus ut si quis electionem» (Collectio III, N 4) и «Cordi nobis» (Collectio III, N 25), в к-рых регламентируются условия и порядок оформления и подачи апелляций (обязательное письменное оформление апелляции, сроки прибытия сторон к апелляционному судье, особо выделяются апелляции по делам о церковных выборах).
В число декретов Л. С. входят также 4 наиболее важные Новеллы Иннокентия IV о церковных наказаниях: «Cum medicinalis» (Collectio III, N 35), «Solet a nonnullis» (Collectio III, N 36), «Statuimus, ut nullus» (Collectio III, N 37), «Quia periculosum» (Collectio III, N 38). Они регламентируют вынесение и оформление приговора о церковном отлучении: определяются права отлученного в суде и вне суда; устанавливаются как обязательные письменное оформление приговора (при отлучении епископов предусматривается их поименное перечисление) и троекратное увещевание перед наложением отлучения, рассматривается снятие церковного отлучения с приведением к клятве, подтверждаются каноны о наложении малого отлучения за общение с отлученными. Наказание отлучением от Церкви вводится за затягивание рассмотрения дела арбитрами (Collectio III, N 26: Legitima suspicionis), а низложение предусматривается для тех, кто нанимает и укрывает наемных убийц (Collectio III, N 31: Pro humani redemptione).
В декретах Л. С. упоминается о мн. мерах судебного воздействия, заимствованных из рим. права: аннулирование рескриптов и результатов проведенного по ним процесса (Collectio III, N 3: Dispendia litium); рассмотрение дела в отсутствие одной из сторон и запрет обжалования приговора (Collectio III, N 4: Statuimus, ut si quis electionem); аннулирование эксцепций (встречных возражений) (Collectio III, N 15: Frequens et assidua; 21: Pia consideratione) и апелляций (Collectio III, N 25: Cordi nobis); ввод во владение спорным имуществом (Collectio III, N 17: Eum qui super dignitate); лишение права вызывать в суд ответчика (Collectio III, N 16: Actor qui); возврат дела к прежнему судье (Collectio III, N 25: Cordi nobis); выплата судебных издержек другой стороне (Collectio III, N 3, 4, 15, 16, 21, 22: Cum aeterni principis; 25) и штрафа суду (Collectio III, N 15, 21), а также право сторон не повиноваться незаконному вызову в суд (эта мера была направлена против недобросовестных судей) (Collectio III, N 2: Presenti decreto; 12: Iuris esse).
Постановление «Cura nos», включавшее обличительную проповедь против корыстолюбивых и пренебрегающих своими обязанностями управляющих церковным имуществом и предписания по реформированию хозяйственной жизни приходов, диоцезов, капитулов и мон-рей, предусматривало инвентаризацию церковного имущества при вступлении прелата в должность, ежегодные отчеты об управлении этим имуществом и усиление контроля за ним.
Буллой «Afflicti corde» папа Иннокентий IV объявил о начале нового крестового похода на Св. землю (без указания места и времени сбора крестоносцев) и определил источники финансирования экспедиции. Фактически документ повторял положения буллы «Ad liberandam», изданной в 1215 г. папой Римским Иннокентием III (1198-1216). Постановление «Ardius» о военной помощи Латинской империи - освобождение империи и помощь государствам крестоносцев на Св. земле должны были способствовать прославлению католической веры, укреплению церковных свобод и в перспективе привести к воссоединению Церквей - вызвало открытые возражения участников Л. С. не только из-за тяжких выплат (от 1/3 до 1/2 доходов клириков), но и из-за того, что сбор денег должны были осуществлять специальные папские сборщики (collectores), по отношению к к-рым традиционными были жалобы на чрезмерные притязания. Постановление «Christianae religionis» касалось военно-оборонительных мероприятий: предполагалось возвести на вост. границах Европы укрепления с целью оградить Зап. Европу от нападений татар. Предусматривалось создание системы оповещения об их действиях, причем эту систему должен был возглавлять папа Римский.
Вероятно, уже 22 или 24 июля Фридрих II, находившийся в Турине, узнал о вынесенном Л. С. приговоре. Как сообщает Матвей Парижский, Фридрих II короновал себя сам и заявил, что, поскольку папский приговор не может лишить власти величайшего из государей, каждый является свободным от обязательств и клятв. Через 2 дня после вынесения приговора в Лион прибыли послы императора, однако предоставленные им полномочия уже не потребовались. Сторонники Фридриха II пытались оспорить законность вынесенного Собором приговора: говорилось о неправильной форме приглашения императора; отмечалось, что форма его вызова на Л. С. предусматривала гражданский, а не уголовный характер судебного процесса; отсутствие на Соборе представителей духовенства из Венгрии и Германии давало Фаддею Свесскому повод утверждать, что Л. С. не являлся вселенским в подлинном смысле этого слова. Однако все попытки Фридриха II добиться мирного разрешения конфликта заканчивались неудачей. Папа требовал от низложенного императора безусловного подчинения, Фридрих II продолжал настаивать на предварительном снятии церковного отлучения.
Иннокентий IV направил нового легата в Германию, пытаясь склонить на свою сторону германских князей-выборщиков и побудить их избрать нового короля, однако в Свящ. Римской империи низложение Фридриха II признали гл. обр. прелаты - главы церковных княжеств. 22 мая 1246 г. они избрали королем ландграфа Тюрингии Генриха Распе, к-рому отказалась подчиниться большая часть светских князей. После смерти Генриха те же прелаты в присутствии нескольких светских князей избрали королем гр. Вильгельма Голландского (дек. 1247). Постепенно ситуация в Германии стала складываться для династии Штауфенов все более неблагоприятно: велась проповедь об организации крестового похода против Фридриха II, страна разделилась на 2 лагеря, почти половина герм. земель находилась под папским интердиктом. Не менее сложной оставалась ситуация в Италии, где возросла активность противников императора. Не прекратив попытки начать мирные переговоры, Фридрих II вел открытую борьбу против папы, его церковных и светских сторонников. В авг. 1245 г. он издал указ о взимании 1/3 доходов духовенства для организации борьбы с Иннокентием IV. Фридрих II запретил клирикам и мирянам повиноваться понтифику и его легатам, а также потребовал повторной присяги на верность. Авторитет императора оставался высоким и после Л. С., однако Фридриху II не удалось реализовать план похода в Германию и во Францию. Сокрушительное поражение под Пармой (12 февр. 1248) ознаменовало начало быстрого упадка империи Штауфенов. После смерти Фридриха (1250) в борьбе наметился перелом. В Германии нарастала смута, а Сицилийское королевство, переданное папой Карлу I Анжуйскому, после смерти кор. Манфреда (1266) и казни его племянника Конрадина (1268) окончательно стало владением Анжуйской династии.
В Вост. Европе Папский престол пытался претворить в жизнь декрет «Christianae religionis». Иннокентий IV ежегодно обращался с призывом к крестовому походу против татар. Уже после ухода татар венг. кор. Бела IV (1235-1270) начал выдавать магнатам разрешения на строительство крепостей в их владениях, что ранее было категорически запрещено. Однако главные усилия Иннокентия IV были направлены не на организацию военного отпора, а на создание союзов как католич., так и правосл. гос-в для совместной обороны. Это направление политики католич. Церкви включало также миссионерский аспект и было тесно связано с вопросом о заключении унии с русскими князьями. Так, рассчитывая на помощь Запада, галицко-волынский кн. Даниил Романович (1205-1264, с перерывами) согласился с предложением главы папского посольства францисканца Джованни дель Плано Карпини заключить унию с Римско-католической Церковью (после переговоров, проведенных в 1246-1247), добившись также договоренности об оборонительном союзе. Даниил Галицкий обязался сообщать в Римскую курию о действиях татар, а папа Иннокентий IV обещал ему помощь крестоносцев и католич. государей Европы. После 1246 г. в Вост. Европе оформились военные союзы Венгрии, Тевтонского (Немецкого) ордена, Польши и Галицкой Руси. Однако они (за исключением союза кн. Даниила и кор. Белы IV) оказались непрочными из-за различий интересов сторон и неспособности организовать совместную борьбу с татарами. Церковная уния также оказалась недолговечной. Не получив реальной поддержки от папы, Даниил Галицкий в 1248 г. прервал с ним отношения. В 1252 г. (либо в 1248) при посредничестве Белы IV переговоры были возобновлены, а в 1253 г. папский легат Опицо из Медзано совершил коронацию Даниила. Тем не менее в 1257 г. произошел окончательный разрыв; в послании 1257 г. папа Римский Александр IV (1254-1261) упрекал Даниила за отступничество (Potthast. RPR, N 16731). Т. о., постановление Л. С. о борьбе с татарами практически не было выполнено.